Описание результатов работы.
Проводилось наблюдение за двумя младенцами: мальчик (дата рождения 02.04.08) – первый ребенок в семье; девочка (20.07.08) – второй ребенок в семье. Семья мальчика: папа, мама, тетя, бабушка. Семья девочки: с рождения девочка находилась в Доме малютки, в семью (папа, мама, брат, бабушка) попала в возрасте двух месяцев.
Особенности общения. Эмоции, социальное поведение, речь.
В данный момент с каждым из младенцев взрослые общаются в достаточной мере. Непосредственно общение началось с 1 – 2 месяцев. С мальчиком (от 0 до 2 месяцев) общалась в основном мама, только в моменты, когда ухаживала за ним (грудное кормление, переодевание, гигиенические процедуры и т.д.). К двум месяцам ребенок начал узнавать лицо и голос матери. Ребенок стал более активным, беспокойным, громким плачем привлекал внимание взрослых. Когда взрослые стали больше общаться с младенцем (общение с ярко выраженными положительными эмоциями), ребенок стал спокойнее. Период активного бодрствования увеличился, ребенок реагировал спокойно когда его брали на руки. Девочка к двум месяцам спокойная, пассивная. Лицо и голос матери узнает. Когда ее берут на руки, проявляет беспокойство. Когда хочет есть – громким плачем привлекает внимание взрослых.
К трем месяцам: Мальчик узнает лица родных, которые часто с ним общаются. Ответная реакция – улыбка, гуление в большинстве случаев общения. Девочка узнает родителей. Ответная реакция – улыбка, гуление – проявляется редко.
К шести месяцам у мальчика ответные реакции – улыбка, гуление, лепет, вокализации – проявляются всегда при общении со взрослыми. После того как ребенка взяли на руки, пообщались с ним, провели ознакомление с окружающими предметами, мальчик может долго лежать в кроватке, играть своими «ногами-руками», погремушками, создавать вокализации. Если раньше ребенок привлекал к себе внимание только при потребности в еде или комфорте, то теперь он привлекает внимание взрослых еще и при потребности в общении и получении новых впечатлений повышением голоса, переходящим в громкий плач, если потребность не удовлетворяется. Ребенок различает интонации, с которыми к нему обращаются взрослые (при положительных эмоциях – отвечает улыбкой, при отрицательных – проявляет настороженность).
Достижения младенцев в развитии зрительной и слуховой систем, в освоении общих движений, движений руки и действий с предметами.
От 0 до 1 месяца движения младенца-мальчика были хаотичными, он не мог контролировать движение рук и ног, все основные рефлексы новорожденного были в норме. До тех пока родители не стали строго соблюдать режим кормления, сна и бодрствования младенца, ребенок спал днем и бодрствовал и кушал ночью. К концу первого месяца биоритм стал нормальным. Уход за девочкой с самого рождения осуществляется строго по режиму, по этому перебоев биоритма «сон – бодрствование» не наблюдалось. К 3 месяцам оба младенца могли сфокусировать взгляд на лице матери, на предмете, который показывал взрослый на расстоянии около 15 см. Поворачивали голову на звук. Предметы сами не брали, рукой брали погремушку, при условии, что ее вкладывает в руку или предлагает взрослый. В 4 месяца мальчик стал переворачиваться на живот, что позволило ему дотягиваться до предметов, которые находились в поле зрения на расстоянии вытянутой руки (15 - 20 см). При условии если взрослый привлекал данным предметом внимание ребенка. К 6 месяцам, несмотря на ограничение движений (ноги были зафиксированы шиной), ребенок свободно переворачивался на живот, наблюдал за движениями взрослых, дотягивался до предметов. Мальчик перекладывал предметы из одной руки в другую, брал предметы левой и правой рукой, манипулировал ими, наблюдалась некоторая скоординированность движений (погремушку трясет рукой, все предметы направляет ко рту). Начал откликаться на зов взрослого, даже если взрослый находится вне поля зрения. Можно наблюдать наличие причинно-следственных связей: бутылочка со смесью – еда – в рот. При виде бутылочки со смесью ребенок проявляет бурные эмоции. Когда бутылочку подносят к ребенку, он пытается взять ее руками, направляя в рот.
Неполные семьи и несчастные дети
Ребенок лишается одного из родителей. Если это происходит рано, он не успевает осознать и пережить потерю, но его судьба меняет направление.
Дети, лишившиеся одного или обоих родителей в результате распада семьи, медленнее развиваются, чаще болеют соматическими и психическими заболеваниями.
Смерть или уход из семьи матери вызывает кри ...
Лепет младенца и песня матери как переходный объект
Звуки, которые слышит младенец, и особенно те, которые он может сам повторять, дают ему возможность представлять в своем воображении целый мир иллюзий. Д.В. Винникотт рассматривал лепет и улюлюканье младенца как переходный объект. Д.В. Винникотт считал, что переходный объект помогает ребенку постепенно перейти от стадии полной зависимос ...
Когнитивный подход Джорджа Келли
Джордж Келли является одним из основателей этого направления. Он считает, что любой человек – это исследователь, которые стремиться понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний. И все выводы делаются на основе своего прошлого опыта и строящихся предположений о будущем. Он указывает на то, что хоть о ...