Правовая социализация и правопослушное поведениеСтраница 1
Особое влияние на нормативное поведение и нормативные решения оказывает фактор общения и взаимодействия при совместной групповой деятельности. Личность, как правило, характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-ценностной системы. Лица со сходными нормативными системами, демонстрирующие сходные типы нормативного поведения и приемы психологической деятельности, могут быть отнесены к номинальным нормативно-ценностным группам. Такое выделение типов и групп позволяет более эффективно прогнозировать поведение их представителей в той или иной нормативной проблемной ситуации. И.С. Кон отмечает, что личность не может определить себя безотносительно к системе своих «социальных ролей», она может сливаться, идентифицироваться с ними или отстраняться, дистанцироваться от них, даже противопоставлять себя им, но во всех случаях при определении своего «Я» они как бы служат для личности точкой отсчета.[1]
Социальная роль не сводится только к правовому статусу индивида, его служебному положению и т.д., хотя эти категории – существенная характеристика социальной роли индивида. В формировании роли участвуют не только требования формальной структуры общества (в том числе и права), но также требование и ожидание соответствующего поведения со стороны неформальных структурных элементов (групп, обществ и т.д.). Социальная группа, как правило, является носителем социальных ценностей, в том числе определенных норм поведения, а также служит источником принуждающего влияния, направленного на обеспечение соответствия поведения членов группы указанным нормам.
Психологами установлено, что влиянию группы (конформности) в большей или меньшей мере подвластны все люди. Конформность – явление социально-психологического характера – постоянно присутствует в любой группе. Доказано, что конформность у людей варьируется в зависимости от рода их постоянных занятий и от возраста.[2]
Конформизм – понятие неоднородное. Очень часто фактическое поведение человека не совпадает с его взглядами. Рассматривая соотношение конформности и соблюдения норм права, А. М. Яковлев выделял следующие ситуации:
· человек одобряет правовые нормы и подчиняется им в силу согласия с их содержанием;
· не одобряет, но подчиняется;
· не одобряет и не подчиняется;
· согласен с содержанием правовых норм, но не подчиняется им.[3]
Если личность сознательно придерживается социальных норм, налицо сознательный конформизм, когда она вынуждена это делать под влиянием факторов внешнего порядка – то это подчиняющий конформизм. Сознательный конформизм характеризует моральную зрелость личности, ее способность критически оценить нормы права и в случае их несовершенства добиться их улучшения законным путем. Подчиняющийся конформизм таит в себе возможность сближения с поведением противоправного типа, так как лицо, используя «благоприятную» ситуацию, может избрать незаконные средства для достижения своей цели.
Овладение способами поведения, соответствующими нормами права, является правовой социализацией личности. Правовая социализация – это включение в ценностно-нормативную систему личности тех ценностей, которые охраняются правом.
По социальной направленности группы социальной психологией разделяются на социальные и антисоциальные. Следует отметить, что возможны случаи деградации нормальной социальной группы, например, алкоголик – отец разрушает семью, в рамках производственного коллектива консолидируются расхитители имущества. Между социальной и антисоциальной группами существует взаимосвязь. Установлено, что дефекты в отношениях внутри социальной группы часто влияют на возникновение антисоциальной группы. Большое значение для любого человека, а для несовершеннолетнего, имеет ближайшая социальная группа, так как реакция со стороны окружающих является источником поведения индивида.
Лидер в коллективе
Понимание. Успешно действующие руководители высшего уровня обладают высокой восприимчивостью, отличаются развитой интуицией. Им присуща способность, которую можно назвать "проворством в уличной толчее".
Способность брать управление на себя. Лидер легко входит в роль руководителя с момента своего назначения, не извиняясь за не ...
Меры профилактики стресса
В последние годы усилился интерес к организации профилактической работы по предотвращению стрессов уже на основе использования способов саморегуляции и самоуправления состоянием. Формирование таких качеств, как эмоциональная устойчивость, выносливость, усидчивость, открытость, доброжелательность вряд ли можно рассматривать только как ра ...
Методики определения эмоциональной сферы личности. Управление эмоциями.
Эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности. То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность.
С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: е ...