Информация » Судебная психология » Правосознание и ответственность личности

Правосознание и ответственность личности
Страница 2

Как общественное, так и индивидуальное правосознания обусловлены политическими, социально-экономическими и моральными факторами. Исторически моральное сознание предшествует правовому сознанию, да и сами правовые нормы подлежат моральной оценке. Сфера права уже, чем сфера морали. Правосознание регулирует поведение людей категориями правомерности; мораль – категориями добра и зла.

Связь правосознания с нравственными чертами личности обычно проявляется в единстве правовых и моральных оценок. Правосознание расширяет круг социальных знаний, содействует осмыслению сущности социально-экономического строя, определяющего в конечном итоге правовую надстройку.

Как отмечает В.Л. Васильев, отклонения от норм сознания и поведения личности зависят от целого ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности. Исследование лиц, совершивших преступление, в целом подтвердили изложенный выше вывод и позволили выявить следующие закономерности:

1.правосознание лица, совершившего преступление, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам;

2. преступник отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих общественные отношения, на которые он посягнул;

3. преступник принимает как правильную и справедливую действующую правовую норму, в соответствии с которой он был осужден, в ее абстрактном понимании, однако считает приговор несправедливым (обычно излишне суровым) в отношении себя.[6]

При перевоспитании осужденных, следовательно, необходимо работать над восстановлением не правосознания вообще, а именно тех его аспектов, которые утрачены или отрицаются данной личностью.

Правосознание формируется в течение всей жизни индивида. Новорожденный ребенок правосознанием не обладает, однако оно формируется в личности по мере ее социализации. Развитие индивидуального правосознания тесно связано с правоспособностью и дееспособностью личности.

Интересы личности и общества весьма многообразны, однако далеко не все из них могут быть защищены правом нуждаются в этой защите; не все отношения между членами общества поддаются правовой регламентации, да это не всегда целесообразно и делать. Особенно юридических норм заключается в том, что они отражают наиболее существенные отношения между людьми. Значительное количество правил поведения представлено в моральных, нравственных и этических нормах, соблюдение которых контролируется общественным мнением.

Механизм законоисполнительного поведения в большинстве случаев тесно связан с явлением, которое может быть названо «правовой интуицией», на которую большинство граждан опирается при выборе решения и вариантов поведения. «Правовая интуиция» в этих случаях может рассматриваться как функция интеллектуально развитой личности, как один из аспектов положительного социального стереотипа поведения человека.

Страницы: 1 2 

Лидерство как объект философских и социально-психологических исследований.
Лидерство является одним из наиболее важных факторов групповой интеграции, способствующей достижению групповых целей с наибольшим эффектом. В современных условиях конкурентной среды существенно возрастает необходимость обеспечения эффективного руководства и управления группой (будь то организация, политическое объединение). Проблема ли ...

Темперамент и личность
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспита ...

Развитие ответственности
Ответственность и дисциплина в школе идут бок о бок и становятся двумя важнейшими факторами, от которых зависит успешная адаптация. Ответственность гораздо важнее, чем дисциплина, поскольку она определяет не только адаптацию ребенка в первом классе, но и дальнейшую адаптацию человека в жизни. Начиная заниматься с ребенком, развивая у не ...