Информация » Психологические особенности ресоциализации осужденных » Деятельность психолога в исправительных учреждениях

Деятельность психолога в исправительных учреждениях
Страница 4

Заключительной стадией ликвидации конфликта является примирение сторон, когда они приносят извинения друг другу с рукопожатием и заверением не создавать впредь напряженных ситуаций. Здесь же их предупреждают, что в случае повторения с их стороны правонарушений к ним могут быть применены жесткие меры дисциплинарного воздействия. Важность такого рода разрешения конфликтов состоит в том, что у осужденных формируется сознание доброжелательного к ним отношения со стороны администрации. Это помогает в управлении скрытыми процессами, происходящими в преступной среде. Добиться такого положения дел в обычных для исправительных учреждений условиях невозможно в связи с тем, что такого рода процессы носят латентный характер: осужденные пытаются максимально оградить свою внутреннюю жизнь от вмешательства извне.

В воздействии на осужденных большое значение имеет правовое воспитание, поскольку значительное количество правонарушителей имеют ошибочное представление о праве, законности и справедливости. При проведении лекций, бесед, вечеров вопросов и ответов на правовую тематику внимание осужденных акцентируется на профилактике как дисциплинарных проступков, так и уголовных проявлений, выявление которых своими силами учитывается при подведении итогов трудового соревнования. Наибольший эффект достигается, когда наряду с традиционными мероприятиями (лекции, доклады, беседы) широко используются эмоционально насыщенные активные формы правового воспитания, например, реальное рассмотрение конкретного проступка, совершенного тем или иным осужденным, с тем, чтобы каждый присутствующий мог критически оценить поведение нарушителя и высказать свое мнение.

В результате четко отлаженной системы проведения воспитательных и режимных мероприятий в учреждении отсутствует практика повсеместного применения такого вида взысканий, как перевод в ПКТ и водворение в ШИЗО. Такая мера воздействия применяется исключительно с целью разрядить обстановку в отряде либо изолировать лицо, отрицательно влияющее на основную массу осужденных. Практика показывает, что водворение в ШИЗО и ПКТ, применение (чрезмерное) специальных средств без учета оперативных условий влечет за собой лишь видимое улучшение обстановки. На самом же деле эти меры служат нагнетанию напряженности, и носителем ее является каждый осужденный в силу его нахождения в исправительном учреждении. В определенной ситуации эта напряженность вызывает возникновение агрессивности, жертвами которой могут стать как осужденный, так и сотрудник учреждения.

В системе воспитательной работы коллектива важное место занимает формирование самодеятельных организаций. Вовлечение осужденных в самодеятельные организации начинается в период нахождения их в карантине, где им разъясняются права и обязанности членов таких организаций. По прибытии осужденного в отряд начальник отряда объясняет ему, что участие в одной из секций такой организации является немаловажным критерием положительной оценки его поведения.

Повышенные требования, предъявляемые к самодеятельным организациям, значительно усилили их влияние на осужденных. В колонии проявились явно выраженные тенденции к искоренению преступных традиций, улучшилась дисциплина, изменился внешний вид осужденных. Члены самодеятельных организаций выявили большое количество правонарушений, многие из которых были предотвращены на ранней стадии их совершения. В состав самодеятельных организаций входит более 90 % осужденных.

Таким образом, в учреждении сложилась действенная структура, оказывающая содействие администрации в регулировании процессов, происходящих в среде осужденных, - советы отрядов и учреждения. В колонии полностью отсутствует параллельная неформальная структура, которая существует в каждом исправительном учреждении.

В настоящее время администрации удается корректировать поведение осужденных, что является высшим достижением в воспитательной работе.

"Анализ ситуации, - пишет В.Б. Шабанов, - сложившейся в учреждении, позволяет сделать вывод о смене психологического режима. Это проявляется в следующем:

Страницы: 1 2 3 4 5

Основная часть
Во время прохождения педагогической практики постепенно обрисовался круг вопросов, которыми следует заниматься психологу, работающему в отделе кадров крупной организации. Это следующие виды деятельности: 1. Участие в подборе персонала. 2. Изучение профессиональных навыков сотрудников. 3. Участие в разработке должностных инструкций. ...

Формальное и неформальное лидерство
В организациях различают: — формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности; — неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так называемый характер лидерств ...

Функции лидера ( по Емельянову):
1. Администратор – координирует деятельность группы. Наблюдает за исполнением. 2. Планировщик – разрабатывает методы, средства. При помощи которых группа достигает цели;, часто является единственным хранителем плана действий. 3. Политик. Устанавливает цели и основную линию поведения группы. 4. Эксперт. – к нему обращается группа как ...