Основные методы психологических исследованийСтраница 2
Опрос как метод современной психологии используется в трех формах.
Анкетирование — сбор словесных данных, как правило, в письменной форме, предназначенный для получения информации от большого количества респондентов.
Беседа — получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым.
Интервью — получение также устной словесной информации, которое в отличие от беседы носит более официальный и систематический характер.
Анализ результатов деятельности.
Метод анализа продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях человека. Контент-анализ позволяет выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические особенности их авторов. Графология позволяет на основе характеристики почерка человека устанавливать некоторые его психологические особенности.
Результаты, полученные с помощью объективных методов, как правило, обрабатываются с помощью математико-статистических методов.
Общее представление о методах моделирования.
Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных.
Основные субъективные методы психологии.
Разновидности наблюдения (включенное наблюдение, самонаблюдение, самоотчет).
Самонаблюдение представляет собой наблюдение человека (или исследователя) за внутренним планом собственной психической жизни с последующей фиксацией и анализом результатов.
Самоотчет – словесный или письменный отчет человека о результатах самонаблюдения в соответствии с предложенным планом.
Включенное наблюдение – метод, позволяющий исследователю реально участвовать в жизни и деятельности изучаемого объекта (группа, коллектив). Он позволяет более глубоко вникнуть во внутригрупповые процессы, но в то же время делает наблюдение более субъективным, пристрастным.
Эмпатическое слушание.
Метод проникновения во внутренний мир другого человека через активное слушание и сопереживание этому человеку в процессе беседы (метод разработан и предложен К. Роджерсом).
Идентификация.
Это метод познания другого человека через образное отождествление себя с ним и принятие его позиции.
Диалогическая беседа.
Метод познания другого человека как равноправного субъекта диалога. В диалогической беседе, как правило, решаются не только диагностические задачи, но и психотерапевтические.
Биографический метод.
Интуиция.
Познание по аналогии.
Герменевтика.
Метод познания через истолкование сложных и трудных для понимания текстов, требующих внутреннего постижения их скрытого смысла.
Таким образом субъективные методы дополняют и обогащают объективные методы психологического познания.
Психологическая характеристика юношеского возраста
Стабилизация многих физиологических функций, формирование телесной конституции, свойственной взрослому человеку, позволяет юношам и девушкам учувствовать в различных видах производственного труда. Трудовая деятельность способствует обогащению теоретических знаний, полученных во время учебы, расширению кругозора, а главное – формированию ...
Психологический портрет клиента, определяемый по
параметрам бровей
Редкие, бледные, короткие брови. Нерешительный и неумный; мямля и зануда; тихоня, вызывающий усмешки других людей;
Густые, щетинистые брови. Упрямый, строптивый;
Брови, расположенные высоко над глазами. Хочет многого добиться, не отступает перед препятствиями;
Тонкие и дугообразные брови. Легко поддается чужому влиянию, привязчив, по ...
Заполнить тест
1. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:
с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;
с развитием метода интроспекции;
с развитием метода наблюдения;
с выходом трактата Аристотеля «О душе»;
2. Термин «психология» в научный оборот ввел:
Р. Декарт;
X. Вольф
Аристотель;
Г. Лейбниц;
3. Психол ...