Основные методы психологических исследованийСтраница 2
Опрос как метод современной психологии используется в трех формах.
Анкетирование — сбор словесных данных, как правило, в письменной форме, предназначенный для получения информации от большого количества респондентов.
Беседа — получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым.
Интервью — получение также устной словесной информации, которое в отличие от беседы носит более официальный и систематический характер.
Анализ результатов деятельности.
Метод анализа продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях человека. Контент-анализ позволяет выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические особенности их авторов. Графология позволяет на основе характеристики почерка человека устанавливать некоторые его психологические особенности.
Результаты, полученные с помощью объективных методов, как правило, обрабатываются с помощью математико-статистических методов.
Общее представление о методах моделирования.
Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных.
Основные субъективные методы психологии.
Разновидности наблюдения (включенное наблюдение, самонаблюдение, самоотчет).
Самонаблюдение представляет собой наблюдение человека (или исследователя) за внутренним планом собственной психической жизни с последующей фиксацией и анализом результатов.
Самоотчет – словесный или письменный отчет человека о результатах самонаблюдения в соответствии с предложенным планом.
Включенное наблюдение – метод, позволяющий исследователю реально участвовать в жизни и деятельности изучаемого объекта (группа, коллектив). Он позволяет более глубоко вникнуть во внутригрупповые процессы, но в то же время делает наблюдение более субъективным, пристрастным.
Эмпатическое слушание.
Метод проникновения во внутренний мир другого человека через активное слушание и сопереживание этому человеку в процессе беседы (метод разработан и предложен К. Роджерсом).
Идентификация.
Это метод познания другого человека через образное отождествление себя с ним и принятие его позиции.
Диалогическая беседа.
Метод познания другого человека как равноправного субъекта диалога. В диалогической беседе, как правило, решаются не только диагностические задачи, но и психотерапевтические.
Биографический метод.
Интуиция.
Познание по аналогии.
Герменевтика.
Метод познания через истолкование сложных и трудных для понимания текстов, требующих внутреннего постижения их скрытого смысла.
Таким образом субъективные методы дополняют и обогащают объективные методы психологического познания.
Младенческий прототип психосоматических состояний
Важность так называемых психосоматических реакций младенчества является признанным фактом. Анна Фрейд считала такие реакции физическими по своим проявлениям и эмоциональными по происхождению. Она пришла к выводу, что разрядка генетически заложенных аффектов происходит у младенца через тело; его физические переживания могут выражаться в ...
Роль невербального общения
Слова хорошо подходят для передачи логической информации. В то же время чувства лучше передаются не вербально (см. схему 2). Согласно оценка мученых 93% информации, передающейся при эмоциональном общении, проходит по невербальным каналам коммуникации.
Невербальное общение трудно контролируется даже профессиональными артистами. Им для э ...
Онтогенетические аспекты формирования адаптивности к состоянию
беременности.
Считается, что особенности материнского отношения определяются не только культурным и социальным статусом женщины, но и ее собственной психической историей до и после рождения.
C. Trevarthen считает, что компетентное поведение матери в распознавании эмоционального состояния своего ребенка достигает зрелости лишь после пути развития, ко ...