Информация » Эмоции и управление ими » Теории эмоций. Личность и воспитание эмоций

Теории эмоций. Личность и воспитание эмоций
Страница 2

1. Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.

2. Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний, их силу, продолжительность, изменчи­вость и ряд других.

У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у чело­века динамическими особенностями когнитивных процессов.

Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитив­ные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты дея­тельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же са­мое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами дея­тельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или из­менить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответство­вали реально полученному результату, или попытаться получить новый резуль­тат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основ­ного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов ста­ли рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуа­ции. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоцио­нального переживания.

К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.

Согласно этой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказыва­ют воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точ­ки зрения актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на пе­реживания человека словесных инструкций, а также той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для изменения оценки челове­ком возникшей ситуации.

Страницы: 1 2 3

Сопротивление культурным влечениям
Самоактуализированных людей нельзя назвать "адаптированными" в обычном понимании этого слова. Адаптация предполагает безоговорочное одобрение культуры и слепое отождествление с ней. Конечно, самоактуализированный человек существует в рамках конкретной культуры и неплохо ладит с ней, и в то же самое время он сопротивляется ее в ...

Негативные факторы воспитания
Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Неполная семья, как и любая семья, вообще, призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. Именно через ...

Нервно-психическое напряжение
По определению доктора психологических наук Т. А. Немчина, нервно-психическое напряжение — это "вид психических состояний, развивающийся у человека, действующего в психологически сложных условиях — при дефиците времени, информации, высоком уровне требований к качеству и объему результатов деятельности и ответственности за возможную ...