Информация » Семья как источник психической травмы у ребенка » Воздействие психологического климата семьи на психику ребенка

Воздействие психологического климата семьи на психику ребенка
Страница 1

В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она – главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Связи «родитель–ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.

Родительские отношения, внутренний климат семьи, социальный статус, экономическое состояние семьи накладывает свой отпечаток на психику ребенка живущего в ней, формирует его характер, мировоззрение, жизненную позицию и т.д.

Рождаясь ребенок попадает в новый мир и приспосабливается к его условиям чтобы выжить. И от того какая атмосфера его окружает зависит его дальнейшее развитие. Будет ли он все время тратить силы на собственную защиту или на развитие – это будет зависеть от того что происходит вокруг него.

Как мы видим травматизация ребенка может начаться уже с его рождения. С.А. Черняева выделила основные типы травмирующих обстоятельств, связанные с онтогенетическим развитием:

1. Детство – образ мира и родительские фигуры.

Отсутствие семейного воспитания или патологические формы этого воспитания, вызванные конфликтами в семье, непоследовательностью в воспитании, неуважением к ребенку, развод родителей, воспитание без отца (по каким-либо причинам) или другими проблемами, могут привести к психологической травме.

Основные проявления:

– Комплекс сиротства. (Ощущение, что можно надеяться только на себя, переживания одиночества, слабая способность к близким отношениям, незащищенность и др.).

– Трудности в создании семьи, построении гармоничных семейных отношений.

– Трудности в религиозной жизни – неспособность принять Бога, как Отца, испытывать к Нему доверие, отношения «бунта».

2. Подростково-юношеский возраст. Травма, связанная с процессом принятием себя и развитием идентичности.

Основные проявления:

– Неприятие своего физического облика, неверие в свои силы и возможности.

– Нежелание и неумения контактировать с людьми, одиночество как результат этого – и новый источник неверия в себя.

– Неприятие своего пола; неадекватные полу сексуальные влечения.

– В религиозной жизни – уныние, отсутствие радости, «скрупулезная совесть» сочетающаяся с неумением видеть свои грехи.

3. Взрослость. Травма, связанная с принятием реальности.

Основные проявления:

– Уход в грезы, ложные представления о жизни, которые человек не хочет пересматривать.

– В религиозной жизни неприятие реальности может проявляться, например, как «крушение веры», если отсутствует желаемый результат в ответ на молитву.

Так же можно выделить некоторые типы индивидуальных травмирующих обстоятельств.

1. Развод родителей.

Основные проявления:

– Неконструктивное чувство вины.

– Чувство разрушения мира, обесцененность детских воспоминаний.

– Трудности в создании семьи, слабая ценность семейных отношений.

2. Сексуальное (в меньшей степени – физическое) насилие.

Основные проявления.

– Неконструктивное чувство вины.

– Отождествление с насильником людей, соответствующих по полу и возрасту, затрудненность контактов с ними.

– Конфликтность, аффективность.

– Иррациональные страхи.

3. Аборт; постабортный синдром. (Проявляется не только у родителей, но и у всех лиц, участвовавших в принятии или исполнении решения, а также у детей, имеющихся в семье и даже рожденных позже).

Страницы: 1 2

Переговоры с преступниками голосом при отсутствии визуального контакта.
Способ ведения переговоров с преступниками голосом при от­сутствии визуального контакта ("в ситуации заложника"), как прави­ло, используется в так называемых локальных ситуациях, возникаю­щих, например, при бытовых конфликтах (в заложниках чаще всего оказываются родственники знакомые преступника), при преследовании убегающего ...

Развитие мышления
Мышление как бы объединяет все познавательные процессы, обеспечивает их развитие, способствует их участию на каждом этапе мыслительного акта. Да и сами познавательные процессы в необходимых случаях приобретают структуру, похожую на интеллектуальный акт. Задачи на внимание, запоминание, воспроизведение — это по существу преобразованные и ...

Основные причины конфликтов, вытекающих из свойств личности и стиля работы руководителя ОВД
1. Недостаточная опытность руководителя в работе с людьми. 2. Недостаточная опытность руководителя в решении оперативно-розыскных задач. 3. Изъяны воспитания: · грубость, · черствость, · нечестность. 4. Черты характера: · неуравновешенность, ведущая к вспышкам и резкости в обращении с подчиненными, · излишняя властность, · отсу ...