Воздействие психологического климата семьи на
психику ребенкаСтраница 1
В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она – главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Связи «родитель–ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.
Родительские отношения, внутренний климат семьи, социальный статус, экономическое состояние семьи накладывает свой отпечаток на психику ребенка живущего в ней, формирует его характер, мировоззрение, жизненную позицию и т.д.
Рождаясь ребенок попадает в новый мир и приспосабливается к его условиям чтобы выжить. И от того какая атмосфера его окружает зависит его дальнейшее развитие. Будет ли он все время тратить силы на собственную защиту или на развитие – это будет зависеть от того что происходит вокруг него.
Как мы видим травматизация ребенка может начаться уже с его рождения. С.А. Черняева выделила основные типы травмирующих обстоятельств, связанные с онтогенетическим развитием:
1. Детство – образ мира и родительские фигуры.
Отсутствие семейного воспитания или патологические формы этого воспитания, вызванные конфликтами в семье, непоследовательностью в воспитании, неуважением к ребенку, развод родителей, воспитание без отца (по каким-либо причинам) или другими проблемами, могут привести к психологической травме.
Основные проявления:
– Комплекс сиротства. (Ощущение, что можно надеяться только на себя, переживания одиночества, слабая способность к близким отношениям, незащищенность и др.).
– Трудности в создании семьи, построении гармоничных семейных отношений.
– Трудности в религиозной жизни – неспособность принять Бога, как Отца, испытывать к Нему доверие, отношения «бунта».
2. Подростково-юношеский возраст. Травма, связанная с процессом принятием себя и развитием идентичности.
Основные проявления:
– Неприятие своего физического облика, неверие в свои силы и возможности.
– Нежелание и неумения контактировать с людьми, одиночество как результат этого – и новый источник неверия в себя.
– Неприятие своего пола; неадекватные полу сексуальные влечения.
– В религиозной жизни – уныние, отсутствие радости, «скрупулезная совесть» сочетающаяся с неумением видеть свои грехи.
3. Взрослость. Травма, связанная с принятием реальности.
Основные проявления:
– Уход в грезы, ложные представления о жизни, которые человек не хочет пересматривать.
– В религиозной жизни неприятие реальности может проявляться, например, как «крушение веры», если отсутствует желаемый результат в ответ на молитву.
Так же можно выделить некоторые типы индивидуальных травмирующих обстоятельств.
1. Развод родителей.
Основные проявления:
– Неконструктивное чувство вины.
– Чувство разрушения мира, обесцененность детских воспоминаний.
– Трудности в создании семьи, слабая ценность семейных отношений.
2. Сексуальное (в меньшей степени – физическое) насилие.
Основные проявления.
– Неконструктивное чувство вины.
– Отождествление с насильником людей, соответствующих по полу и возрасту, затрудненность контактов с ними.
– Конфликтность, аффективность.
– Иррациональные страхи.
3. Аборт; постабортный синдром. (Проявляется не только у родителей, но и у всех лиц, участвовавших в принятии или исполнении решения, а также у детей, имеющихся в семье и даже рожденных позже).
Предупреждение психосоматических расстройств
Чаще психотравмирующие ситуации возникают в межличностных отношениях. В этом случае, когда объектом системы противострессовых мероприятий является отдельный индивид, содержание их должно включать работу с теми лицами, которые в той или иной мере причастны к ситуации. В обыденной жизни этими людьми чаще всего бывают члены семьи и сотрудн ...
Комплексные исследования адаптации к материнству.
В комплексных исследованиях состояния женщины во время беременности, связанных с успешностью ее адаптации к материнству и обеспечением адекватных условий для развития ребенка, учитываются разнообразные факторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, особенности личностной адаптации как свойство личности, удовлет ...
Классификация способностей
В науке способности классифицируются на врожденные (от задатков) и приобретенные (от знаний, умений, навыков).
Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:
1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирую ...