Переговоры с преступниками голосом при отсутствии визуального контакта.Страница 2
Еще одной особенностью преступников подобного рода является то, что в связи с условиями, предшествующими захвату заложников, они, как правило, менее всего обеспечены необходимым, на их взгляд, инструментарием для успешного достижения своих замыслов. Это приводит к тому, что типичными их требованиями являются оружие, транспорт и, особенно когда ситуация затягивается, а преступники психологически к этому не были готовы, — наркотики, спиртное. Однако переговорщикам и здесь нужно придерживаться определенных правил, а именно:
· не предлагать обмен сотрудников правоохранительных органов и администрации госструктур на заложника;
· исключить передачу преступнику наркотиков или оружия;
· не вести переговоры, находясь на слишком близком расстоянии от преступника (угроза стать самому заложником);
· не поручать переговоры постороннему лицу;
· контролировать ситуацию, эмоциональный фон переговоров; стараться не допускать их развития в нежелательном для правоохранительных органов направлении;
· на этапе переговоров избегать демонстрации силы.
Разбирая особенности подобных «ситуаций заложника», нужно отметить, что чаще всего они все-таки заканчиваются задержанием преступника(ов), однако вопрос заключается в том, с какими «издержками производства» будет подведена окончательная черта. Поэтому работа переговорщика на заключительном этапе не менее важна и сложна, чем на других стадиях развития ситуации.
Чтобы избежать нежелательных последствий, переговорщиками используется на заключительном этапе такой психологический прием, как «сохранение лица». Этот прием может быть реализован в случаях, когда:
§ преступник чувствует озабоченность быть публично побитым или униженным и может ответить неожиданным взрывом неуправляемого поведения. Задача переговорщика — попытаться убедить преступника в том, что возможно представление ситуации, таким образом, будто он был арестован намного превосходящими огневыми илами, а не взят спокойно и тихо (т. е. силой, а не сам);
§ у преступника обострено чувство заброшенности, несправедливого отношения и недостатка внимания к нему и его проблемам со стороны родственников, госструктур, коммерческих организаций и т. п. В подобной ситуации организация прессы, телевидения, встреч с родственниками и переговоров с ними под контролем общественности (роль объективного и беспристрастного судьи) вполне может нейтрализовать ситуацию.
Еще раз останавливаясь на вопросе о сути такого важного психологического приема, как помощь преступнику «сохранить лицо», укажем, что он базируется на удовлетворении (пусть даже мнимом) основных социальных потребностей человека, например, не потерять уважения, не уронить авторитета в значимом для себя окружении (особенно если это окружение — преступный мир), добиться внимания, уважения к себе самой широкой общественности, тем самым доказать свою значимость в этой жизни себе и людям, которые его обычно не ценят, отстоять свою правоту, добиться справедливости как сверхцели, на жертвенный алтарь которой кладется жизнь не только своя, но и других и т. п.
Поэтому использование психологических приемов воздействия на преступника должно основываться на знании экспертом-переговорщиком их сути. В каждом отдельном случае надо действовать по обстоятельствам, нельзя следовать каким бы то ни было правилам догматически.
"Целое" и "часть".
Очень многие ошибочные зрительные впечатления обусловлены тем, что мы воспринимаемые нами фигуры и их части не отдельно, а всегда в некотором соотношении с окружающими их другими фигурами, некоторым фоном или обстановкой. К этому разделу относится, пожалуй, самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся в практике. Все они м ...
Стимул, реакция и их
классификация
Выражаясь психологическими терминами, можно определить искусство обучения как искусство создавать и задерживать стимулы (в русской психологической литературе это же понятие обычно обозначается равносильным термином «раздражитель») с тем, чтобы вызвать или предотвратить те или другие реакции. В этом определении слово «стимул» употреблено ...
Предмет, задачи, и методы возрастной психологии
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в., возникнув как детская психология, возрастная психология ...