Информация » Память умственно отсталых школьников » Особенности запоминания стихотворных текстов учащихся 2 класса

Особенности запоминания стихотворных текстов учащихся 2 класса
Страница 1

Целью нашего исследования является изучение особенностей памяти умственно отсталых школьников. Эксперимент проводился на базе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, школы №12 г. Биробиджана. Главная задача нашего исследования состояла в том, чтобы выявить особенности запоминания стихотворных текстов у школьников с нарушением интеллекта. В исследовании принимало участие 12 учащихся 2 класса.

Проведенные исследования помогли выявить особенности памяти умственно отсталых учащихся.

В процессе исследования нами были использованы методы наблюдения и следующие методики:

1. «Повтори и запомни» целью, которой является выявления особенностей в запоминании стихотворного текста;

2. «Запомни и повтори» целью, которой является выявить уровень развития памяти умственно отсталых.

Переходим к анализу полученных результатов.

Первая методика «Повтори и запомни». При выполнении данной методики испытуемым зачитывалось стихотворение «Вьюга» (состоящее из 24 слов) и после этого их просили повторить его:

«Улетела злая вьюга.

Принесли тепло грачи.

Побежали друг за другом

Беспокойные ручьи.

По лугам несутся смело,

По тропинкам, на поля.

Зацвела, похорошела

Отдохнувшая земля.»

(А. Усанова)

При оценке результатов мы учитывали полноту и точность воспроизведенного стихотворения. Методика предоставлялась учащимся в индивидуальной форме. Прилагалась следующая инструкция: «Вам будет зачитан текст. Ваша задача заключается в том, чтобы вы смогли запомнить как можно больше из этого текста и воспроизвести запомнившееся».

Исследование показало, что все наши испытуемые переживали трудности при необходимости воспроизвести стихотворение. Дети долго думали, после чего говорили отдельные фразы. Если учащемуся хотели помочь наводящим вопросом, то он не мог правильно воспользоваться этим, и даже не считал это за подсказку, а если прислушивался, то воспользоваться ей не мог. Особенностью при запоминании стихотворения является то, что младшие школьники запоминают частично, особенно первую и последнею строку, которая является, наиболее яркой это мы проследили в своем исследовании. При воспроизведении стихотворения Витя Б. не сосредоточился на запоминании нами изложенного, задавал вопросы («А там было нахмуренное небо?») не связанные с содержанием стихотворения. Детям трудно проследить происходящую цепочку событий в стихотворении, например, Катя Б. начала свое воспроизведение с конца прочитанного нами стихотворения, а первую строку не смогла вспомнить. Учащиеся были не сосредоточены, отвлекались, это мешало более полно воспроизвести стихотворение. Воспроизводя стихотворение, учащиеся допускают большое количество разнообразных ошибок, среди которых наиболее многочисленными являются замены (например, грачи – птицы, ручьи – вода, смело – весело) и пропуски. Эти ошибки часто изменяют содержание воспринимавшегося материала, нарушают ритмичность.

Таким образом, наше исследование подтвердило имеющие в специальной педагогики и психологии, данные о том, что для умственно отсталых младших школьников запоминание и воспроизведение текстового материала вызывают трудности. Они не умеют целесообразно направить свое внимание на то, чтобы понять сюжет стихотворения и усвоить его основную идею. Также в исследование увидели, что младшие школьники воспроизводят стихотворенье с добавлением новых слов, которых нет в содержание прочитанного нами текста.

Страницы: 1 2 3

Развитие мышления
Мышление как бы объединяет все познавательные процессы, обеспечивает их развитие, способствует их участию на каждом этапе мыслительного акта. Да и сами познавательные процессы в необходимых случаях приобретают структуру, похожую на интеллектуальный акт. Задачи на внимание, запоминание, воспроизведение — это по существу преобразованные и ...

Причины возникновения отрицательных эмоций. Общее понятие стресса
Термин "стресс", получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия ...

Эмоции и чувства, их место в психике человека.
В длинном пути эволюции человека эмоции всегда играли роль средства для обеспечения наиболее успешного и быстрого удовлетворения потребностей. Эмоции отражают те отношения, которые складываются у личности с отдельными объектами отражения, с другими людьми. Роль эмоциональных явлений в жизни человека велика, они напрямую связаны с удовле ...