Информация » Современная социально-психологическая проблематика феномена доверия

Современная социально-психологическая проблематика феномена доверия
Страница 1

Даже краткое, конспективное знакомство с проблематикой доверия как внутреннего, субъективного феномена позволяет отметить, что для западной психологии данное психическое явление - предмет давнего и неослабевающего интереса. Вместе с тем говорить о существовании единой универсальной концепции доверия к себе пока не приходится - каждый автор подчеркивает тот или иной аспект самодоверия в русле изучения других феноменов.

Остановимся на самых основных концепциях, обобщая опыт как собственно исследований, так и психотерапевтических и психокоррекционных практик.

1. Концепции самораскрытия С. Джурарда и П. Ласкоу положили начало изучению доверия, определяя его как явление, проявляющееся в процессе самораскрытия и обладающее качествами добровольности и преднамеренности. Особо подчеркивалось, что доверительность в самораскрытии является одним из важнейших показателей психологического здоровья личности. "Норма доверительности", т.е. способность отвечать доверием на доверие в общении, по мнению С. Джурарда, формируется в детстве и на всю последующую жизнь определяет уровень открытости человека по отношению к окружающим.

Один из ярких представителей современного социального психоанализа Д. Бразерс полагает доверие к другим базисом взаимодействия с людьми. При этом доверие к другому понимается как внутренний феномен, закладывающийся в детстве на основе раннего опыта общения и служащий основой для самодоверия. В ходе взрослого общения индивид постоянно возвращается к этому раннему опыту доверия, и степнь его позитивности играет кардинальную роль в нашем отношении к окружающим.

Для представителей необихевиоризма феномен доверия - составляющая феномена уверенности, лежащего в основе социальной компетенции. Навыки уверенного поведения формируются на основе внешнего подкрепления, таким образом усиливается "вера в самоэффективность", а уже на ее фундаменте - уверенность в себе.

Гештальтпсихология в лице Ф. Перлза помещает проблему доверия в контекст личностной зрелости и принятия ответственности за свою жизнь. Только интеграция доверия к себе и доверия к другим является признаком психологической зрелости; а одна из последовательниц Ф. Перлза - Э. Шостром в своей концепции противопоставляет человека-манипулятора и человека-актуализатора: первому присущи ложь, неосознанность, контроль и цинизм, второму - честность, осознанность, свобода и доверие. Актуализаторы обладают развитым доверием, наряду с другими качествами - осознанием собственной самоценности, целостностью, самореализацией.

Прямую связь самоактуализации и доверия к себе постулирует и большинство основателей движения за гуманистическую психологию - А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, Дж. Бюдженталь. В теории К. Роджерса описан феномен доверия личности к себе, под которым понимается доверие к своему жизненному опыту, или "целостное организмическое чувствование ситуации", причем речь идет об интеграции как физиологических потребностей, так и культурного контекста существования. Дисгармония, инконгруэнтность организмических процессов и опыта "Я" приводят к саморазрушению, невротизации личности. Доверие к себе, таким образом выступает важнейшим условием самоактуализации индивида.

По сути, те же психотерапевтические цели - помочь человеку стать аутентичным, расширить границы доверия к себе - преследуют сторонники и других психотерапевтических и психокоррекционных практик, достигая их в рамках своих методов: проведением групп встреч, воспитанием чуткости к собственной творческости и побуждениям внутреннего мира у клиентов, техникой активного доверия к себе и др.

В отечественной психологии интерес к доверию появляется с конца 80‑х годов как результат большого методологического сдвига. Социально-детерминирующий акцент в понимании развития личности сменился идеями "самоосуществления" личности, приоритетом субъективного подхода к изучению человеческой психики. Так, отстаивая гуманитарно-антропологическую методологию как обладающую большим потенциалом в изучении личностных процессов и явлений по сравнению с естественно-научной, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев именно субъективный мир полагают основным предметом психологического изучения. А центральным феноменом человеческой субъективности является феномен рефлексии, способности, которая позволяет субъекту "сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специального рассмотрения и практического преобразования".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Коллективные эмоции
Помимо биологических, у человека проявляются коллективные эмоции (страх смерти, страх потери своего социального «я», страх сойти с ума и др.) ...

Застревающий тип.
Особенности общения и поведения. «Застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной, четко определены круг врагов и друзей. Проявляет властолюбие – «занудливость нравоучителя». Черты, привлекательные ...

Общение как восприятие людьми друг друга
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между ...