Информация » Современная социально-психологическая проблематика феномена доверия

Современная социально-психологическая проблематика феномена доверия
Страница 2

Опираясь на такое понимание, можно определить доверие к себе как особый интегративный внутриличностный феномен, позволяющий человеку занять определенную ценностную позицию по отношению к самому себе и, исходя из этой позиции, строить собственную жизненную стратегию, выстраивать жизнедеятельность. Здесь также действует принцип соответствия, предложенный В.Е. Клочко: являясь автономным субъектом активности, человек в то же время стремится соответствовать самому себе, своим ценностным представлениям о самом себе.

Необходимо отметить также, что доверие человека к миру и доверие человека к себе существуют в единой неразрывной системе, всегда взаимосвязаны, так как человек одновременно обращен и в мир, и в себя. Проблема заключается в пропорции доверия, адресованного миру и себе. "В процессе жизнедеятельности, - отмечает в связи с этим О.Г. Фатхи, - человек постоянно реализует определенную пропорцию между ними, разрешая одно и то же противоречие, соотнося внешние условия активности, заложенные в мире, которому он не может не доверять, и свои личные возможности при возникновении той или иной потребности или проблемной ситуации. В одних ситуациях человек может идти путем минимизации доверия к себе, а в других - доверия к миру. Важным качеством зрелой личности является стремление к гармоничному сочетанию доверия к себе и доверия к миру, что позволяет быть человеку активным суверенным целостным субъектом деятельности и одновременно быть включенным в мир".

Автономная независимая активность - как способ моделирования личностью своей жизни - в концепции К.А. Абульхановой-Славской как раз и имеет базисом такую целостность. Личностную целостность как значимость личности прежде всего для самой себя, а уже потом - для других. Доверяя себе, личность выстраивает и свое социальное, внешнее поведение. Причем соотношение доверия к миру и доверия к себе находится в состоянии подвижного равновесия, нарушение которого в пользу одной из составляющих и есть условие освоения новых форм деятельности. Личность проявляется и формируется через деятельность, это один из основных постулатов отечественного деятельностного подхода как в варианте А.Н. Леонтьева, так и Л.С. Рубинштейна.

Но вместе с тем личность не сливается с субъектом деятельности, а является особым системным образованием, существенной характеристикой которого Б.С. Братусь полагает нравственно-ценностное или ценностно-смысловое отношение ко всему происходящему. В смысловой концепции личности Б.С. Братуся наделение внешнего мира и других смыслами и ценностями - предпосылка и саморазвития, в критерии нормального полноценного личностного развития автор относит как способность к децентрации, самоотдаче и любви, отношение к другому как самоценности, так и способность к свободному волепроявлению, самопроектированию будущего, творческому изменению жизни, а также внутренняя ответственность перед собой и другими. Все это позволяет осмыслить доверие к себе как сложный феномен самоорганизации человека, позволяющий последнему "выйти за пределы" себя, т.е. уже накопленного опыта, в выработке новых форм жизнедеятельности, опираясь в то же время на этот смысловой опыт. Самоорганизации, как ее определяет в своей теории инициативных систем В.Е. Клочко и как развивает эти идеи применительно к доверию к себе Т.П. Скрипкина, означает формирование у человека доверия к себе, понимаемого как полноценное овладение собой, своей сущностью, как способность самостоятельно ставить цели и действовать в соответствии с ними, сохраняя рефлексивную критическую позицию по отношению к себе. Способность предвосхищать результаты деятельности и на основе этого строить стратегию поведения, гармонично сочетая ее с субъективными смыслами. Иными словами, оптимальный уровень доверия к себе предполагает одновременное наличие равнозначимых социальной и личностной позиций у человека.

Человек настолько доверяет себе, насколько он способен "выйти за пределы" своего прошлого опыта, не входя в противоречие с собой, со своими внутренними ценностями и смыслами. Это своего рода "радиус самораспространения", который человек себе позволяет. Такой радиус определяет масштаб жизненных задач, которые человек способен самостоятельно поставить для себя. При этом в одних сферах жизнедеятельности у человека может быть сформирована установка на доверие к себе, а в других - нет. Все зависит от того, какие возможности человек в себе осознает и какую личную ценность, значимость имеют для него потребности, связанные с той или иной сферой жизнедеятельности. Таким образом, оптимальный уровень доверия к себе предполагает овладение способностью к самоорганизации своей жизни. Целеполагание, самооценка, осознание собственных возможностей выступают здесь основными механизмами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Стратегии ведения переговоров
Конфликтующие стороны могут по-разному рассматривать переговоры: либо как продолжение борьбы другими средствами, либо как процесс разрешения конфликта с учетом интересов друг друга. В соответствии с этими подходами выделяются две основные стратегии ведении переговоров: 1) позиционный торг, ориентированный на конфронтационный тип поведен ...

Вывод
День, прожитый ребенком , не вернешь. Как часто родители с грустью обнаруживают, что – что-то не успели сделать, что-то упустили, не осуществили каких-то намерений, связанных с развитием ребенка. О важном условии полноценного воспитания хорошо сказала в свое время Н.К. Крупская: «Если члены семьи люди отзывчивые, чуткие, если у них шир ...

Последствия влияния на психологи детей телевидения и пути их устранения. Анализ эмоционального состояния детей младшего школьного возраста
Был проведен опрос учащихся третьих классов, используя методику незаконченных предложений, что позволило не только выявить эмоциональное состояние учащихся после просмотра телевизионных передач, но и определить круг жизненных ценностей, формируемых под влиянием телевидения. Учащимся было предложено пять незаконченных предложений: " ...