Современная социально-психологическая проблематика феномена доверияСтраница 3
Концепция субъектности В.А. Петровского помогает понять структуру доверия к себе. Согласно концепции осознание собственных возможностей предшествует постановке целей. На практике такое осознание возможностей предполагает переживание "Я могу", веру в себя, но это еще не выбор, а потому не мотив и даже не цель. Это лишь рефлексивное осознание возможностей, т.е. степени свободы, но без этого этапа неосуществима никакая деятельность, никакой поступок. В синтезе с волевым усилием переживание "Я могу" рождает "цель-мотив", с которого, согласно А.Н. Леонтьеву, начинается деятельность. Влечения, интересы, желания - вся потребностная сфера задает второй вектор детерминации человеческого поведения. А третий, как показывает Т.П. Скрипкина, опираясь на работы К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, Л.В. Темновой, - это эмпирические представления человека о должном, где главную роль играют ценностно-смысловые образования личности.
Переживание "Я могу" служит побуждающей основой любой творческой и мыслительной активности человека, это та самая мотивация сверхнормативной активности, которая, полагает В.А. Петровский, не совпадает с мотивацией самой деятельности, но служит условием саморазвития личности в русле деятельности. Это "выход за пределы себя", своего опыта, меняющий сам опыт и личность в целом. Чтобы выйти за пределы опыта, принять решение, сделать выбор, человеку необходима вера в собственные возможности, доверие к себе, уровень которого, в свою очередь, определяется тем, насколько авторитетным, успешным, компетентным воспринимает себя субъект относительно конкретной сферы деятельности и насколько сама деятельность воспринимается им как значимая.
Резюмируя, можно сказать, что уровень доверия к себе задан соотношением ценностных отношений к собственной субъектности и к той ситуации, в которой предполагается взаимодействие. Поэтому феномен доверия к себе имеет те же формально-динамические характеристики, что и доверие к миру: меру, избирательность и парциальность. Что касается условий, вызывающих доверие к себе, то и они остаются теми же - значимость собственной субъектности для личности и прогнозирование определенного уровня безопасности для личности, ее статуса, репутации предполагаемого поступка, другими словами, степени осознаваемого риска вследствие планируемого поступка.
В связи с эти можно предположить, что человек, доверяющий себе - это человек относительно независимый, ориентированный на достижения, позитивно себя принимающий. Иными словами, относящийся к себе, к своей субъектности как к ценности, умеющий учитывать прошлый опыт и соотносить его с планами на будущее, выстраивая конструктивную стратегию отношений с миром.
Возвращаясь к структуре доверия к себе, на основе вышесказанного можно представить его как сложное образование, включающее в себя другие психологические образования:
побудительная переменная, т.е. потребности, интересы, стремления, все, что инициирует активность человека;
прогностическая переменная, т.е. все связанное с возможностями человека, позволяющими ему удовлетворять возникшие устремления;
3) ценностно-смысловая переменная, актуализирующая личностные смысловые образования, выполняющие функцию контроля.
"Феномен доверия к себе главным образом участвует в целеобразовании, - отмечает Т.П. Скрипкина, - так как выбор цели определяется тем, насколько человек доверяет себе не только ее достижение, но и учитывает при этом и способы, посредством которых будет достигать поставленную цель, и сами цели, и эти способы не должны противоречить его внутренним личностным смыслам". Доверие к себе не существует изолировано, оно тесно связано с другими личностно-смысловыми феноменами. В своем эмпирическом исследовании Т.П. Скрипкина показала, что уровень доверия к себе положительно коррелирует со многими аспектами самоактуализации: компетентностью во времени; способностью к поддержке; ценностными ориентациями; спонтанностью поведения; самоуважением и самопринятием.
В то же время доверие к себе взаимосвязано и с самоотношением личности. В том же исследовании показана тесная связь самодоверия с самоуверенностью, саморуководством; самопринятием и др. Поэтому построение доверия к себе достигается посредством повышения уверенности в себе, самопринятия, развития коммуникативных умений, повышения самоэффективности, формирования адекватной самооценки и повышения самоценности. Доверие к себе - предпосылка полноценного овладения собой, своей сущностью, условие самоорганизации человека и его самоактуализации. В том числе и профессиональной самоактуализации в сфере отношений и общения с другими людьми.
Военный травматический стресс
Естественно, в первую очередь исследователей интересовали проблемы, связанные с проявлениями посттравматической стрессовой дезадаптации в наиболее выраженной ее форме – развития ПТСР [24–26,28,33,45]. Этим расстройством даже через 15–19 лет после окончания войны [37, 38] страдало почти полмиллиона ветеранов Вьетнама – мужчин (15.2%). Ан ...
Оценка интеллекта
Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Напр ...
Понятие о способностях и их природе
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осозна ...