Информация » Построение научного исследования » Постановка научной проблемы

Постановка научной проблемы
Страница 2

а) содержательными;

б) операциональными (потенциально опровергаемыми);

в) формулироваться в виде их альтернатив.

Гипотеза может отвергаться, но не может быть

принятой окончательно. Любая гипотеза открыта для последующей проверки:

Процесс выдвижения и опровержения гипотез — основной и наиболее творческий этап деятельности исследователя.

Количество "и качество гипотез определяется творческими способностями исследователя.

Вопрос. Чем отличается экспериментальная гипотеза от теоретической?

Ответ. Экспериментальная гипотеза формулируется в виде высказывания типа: «Если ., то .». Кроме того, ее нужно конкретизировать и операционализировать.

Входящие в высказывание «если А, то В» переменные А и В должны контролироваться в эксперименте:

а) управляться экспериментатором,

б) регистрироваться непосредственно (или аппаратурой).

Для доказательства любой из закономерностей причинных связей можно привести много объяснений.

В ходе эксперимента количество гипотез ограничивают до двух (основной и альтернативной), что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных.

Эта процедура сводится к оценке их сходства и различия.

Ситуация. Критерий эффективности — величайшая проблема в любой деятельности. Из-за ошибочного выбора критериев не может быть достигнуто достаточно точного результата.

По каким критериям производится оценка психического явления?

Решение: Критерии в эксперименте выбираются особенно тщательно. Их необходимо проверять на «работоспособность».

По предварительным результатам прикинуть, какой контингент обучаемых, сколько классов, групп необходимо будет включить в экспериментальную работу, чтобы получить статистически достоверные результаты.

Критерии должны удовлетворять следующим признакам:

1)

Критерии должны быть объективными

(настолько, насколько это возможно в психологии). Оцениваемый признак должен оцениваться однозначно.

2) Критерии должны быть адекватными, валидными,

то есть оценивать именно то, что

экспериментатор хочет оценить. Например, если в основе переключаемости внимания лежит подвижность нервных процессов, то они и должны являться критерием оценки.

3) Критерии должны быть нейтральными

по отношению к исследуемым явлениям. Например, критерий ответа студентов на вопрос «Понравились ли занятия по информатике и вычислительной технике?» некорректен:

а) отвечающие могут «подыграть» исследователю,

б) не всегда учение должно нравиться. Успешность выполнения какого-либо задания может оцениваться по времени, затраченному студентом, и количеству допущенных ошибок.

Страницы: 1 2 

Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах.
Бихевиоризм. В центре теории социального научения находится социальная среда, воздействия которой формируют человека и являются источником его психического развития. Предметом исследования является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания и умственные действия), а внешне наблюдаемое поведение. Дж. Уотсон считал, что воспит ...

Диагностические признаки постстрессовых психоэмоциональных состояний
Детальное изучение последствий воздействия на психику человека различных чрезвычайных обстоятельств позволило выделить и описать не только категорию посттравматических, но и острых стрессовых расстройств как специфических форм нарушения психики. Несмотря на то, что споры о природе этих нарушений, о целесообразности их выделения в отдель ...

Фрейд о голосе и звуке
З. Фрейд отводит голосу важную роль в развитии ребенка. В работе «Очерк психологии» (Freud S., 1895, S. 410, 426, 457) он отмечает, что крик служит чисто моторной разрядке внутреннего разряжения, происходящей по рефлекторной схеме. Данный процесс характерен для первичной структуры психического аппарата. Затем крик становится для ребенк ...