Постановка научной проблемыСтраница 2
а) содержательными;
б) операциональными (потенциально опровергаемыми);
в) формулироваться в виде их альтернатив.
Гипотеза может отвергаться, но не может быть
принятой окончательно. Любая гипотеза открыта для последующей проверки:
Процесс выдвижения и опровержения гипотез — основной и наиболее творческий этап деятельности исследователя.
Количество "и качество гипотез определяется творческими способностями исследователя.
Вопрос. Чем отличается экспериментальная гипотеза от теоретической?
Ответ. Экспериментальная гипотеза формулируется в виде высказывания типа: «Если ., то .». Кроме того, ее нужно конкретизировать и операционализировать.
Входящие в высказывание «если А, то В» переменные А и В должны контролироваться в эксперименте:
а) управляться экспериментатором,
б) регистрироваться непосредственно (или аппаратурой).
Для доказательства любой из закономерностей причинных связей можно привести много объяснений.
В ходе эксперимента количество гипотез ограничивают до двух (основной и альтернативной), что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных.
Эта процедура сводится к оценке их сходства и различия.
Ситуация. Критерий эффективности — величайшая проблема в любой деятельности. Из-за ошибочного выбора критериев не может быть достигнуто достаточно точного результата.
По каким критериям производится оценка психического явления?
Решение: Критерии в эксперименте выбираются особенно тщательно. Их необходимо проверять на «работоспособность».
По предварительным результатам прикинуть, какой контингент обучаемых, сколько классов, групп необходимо будет включить в экспериментальную работу, чтобы получить статистически достоверные результаты.
Критерии должны удовлетворять следующим признакам:
1)
Критерии должны быть объективными
(настолько, насколько это возможно в психологии). Оцениваемый признак должен оцениваться однозначно.
2) Критерии должны быть адекватными, валидными,
то есть оценивать именно то, что
экспериментатор хочет оценить. Например, если в основе переключаемости внимания лежит подвижность нервных процессов, то они и должны являться критерием оценки.
3) Критерии должны быть нейтральными
по отношению к исследуемым явлениям. Например, критерий ответа студентов на вопрос «Понравились ли занятия по информатике и вычислительной технике?» некорректен:
а) отвечающие могут «подыграть» исследователю,
б) не всегда учение должно нравиться. Успешность выполнения какого-либо задания может оцениваться по времени, затраченному студентом, и количеству допущенных ошибок.
Схема защиты
При всем громадном многообразии скрытого управления оно имеет общую схему построения. Это позволяет выстроить довольно надежную защиту от него. Осуществить ее можно по следующей универсальной блок-схеме:
1. Поскольку предтечей управляющего воздействия является получение информации об адресате, то ясно, что, прежде всего, необходимо по ...
Психологический портрет потребителя туристских
услуг
Отношения к отдыху изменялись постепенно из столетия в столетие. Новый потребитель стремится, как и прежде, больше потреблять, но теперь - по мере удовлетворения первостепенных потребностей. Он больше ориентируется на впечатления, познание, наслаждение, самовыражение и в меньшей степени - на материальные ценности[2].
Новый российский п ...
Операции мыслительной деятельности
К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
СРАВНЕНИЕ мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.
АНАЛИЗ мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих ...