Информация » Адаптация ребенка к школе » Речевое и эмоциональное общение

Речевое и эмоциональное общение

Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям. Именно в школе, без эмоциональной поддержки со стороны родителей и без подсказки с их стороны о том, что следует сказать («благодарю», «спасибо», «позвольте задать вопрос» и др.) в той или иной ситуации, ребенок вынужден брать ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношение с учителем и сверстниками. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости.

Реально в человеческих отношениях можно различить следующие типы поведения в ситуации фрустрации:

1. Активно включаемый, адекватно лояльный, стремящийся к преодолению фрустрации тип поведения – адаптивная (высоко позитивная) форма социального нормативного реагирования. Ребенок ищет речевые и эмоциональные формы, содействующие установлению положительных отношений.

2. Активно включаемый, неадекватно лояльный, фиксированный на фрустрации тип поведения – адаптивная форма социального нормативного реагирования. Ребенок как бы сдает свои позиции без сопротивления, спешит извиниться или просто подчиниться противной стороне.

3. Активно включаемый, адекватно нелояльный, агрессивный, фиксированный на фрустрации тип поведения – негативная нормативная форма социального реагирования. Ребенок совершает эмоциональный речевой или действенный выпад на агрессию со стороны другого.

4. Активно включаемый, адекватно нелояльный, игнорирующий, фиксированный на фрустрации тип поведения – негативная нормативная форма социального реагирования. Ребенок демонстрирует полное пренебрежение направленной на него агрессии, т.е. открытое игнорирование в ответ на агрессию, такая позиция позволяет сохранить чувство собственного достоинства, чувство личности.

5. Пассивный, не включаемый тип поведения – неразвитая, неадаптивная форма социального реагирования, т.е. никакого общения не происходит. Ребенок избегает общения, замыкается в себе. Такая позиция размягчает чувство собственного достоинства ребенка, лишает его уверенности в себе.

В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Как указывал Л.С. Выготский, история культурного развития ребенка в результате, может быть определена «как социогенез высших форм поведения». Только в недрах коллектива возникает индивидуальное поведение. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка с взрослыми и сверстниками. Реально имеются две формы общения: «Ребенок – взрослый», и «Ребенок – дети». Эти сферы взаимодействуют друг с другом через иерархические связи. В сфере «ребенок – взрослый» помимо отношений «ребенок – родитель» возникают новые отношения «ребенок – учитель», поднимающие ребенка на уровень общественных требований к его поведению. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивает его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка, приведение его к стандартизации в системе социального пространства – обязанностей и прав. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам.

Мотивационная структура личности
Анализ сложной мотивационной структуры личности привел Фрейда к трехкомпонентной модели ее устройства. Фрейд воспринимал личность как триединство. Он считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного ("сверх-Я" или "супер-эго"), предсознательного ("Я") и бессознательного ("Оно"), в которых ...

Динамика лидерства
Под динамикой лидерства подразумевают всевозможные изменения, связанные как с содержанием (статусом и типами), так и с масштабами лидерства, функционирующего как в социальной микро- , так и в макросреде. По мере стабилизации группы влияние в ней сосредотачивается в руках одного или нескольких лиц. По мере усложнения функционирования г ...

Сущность характера
Слово «характер» означает «печать», «оттиск», а в смысловом значении - отчетливо выраженную определенность, типичность поведения каждого человека. Характер поведения - система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности. Понятие «характер» охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные ...