


Теории развития в психологииСтраница 1
Теории развития психики различаются в зависимости от трактовки структуры психики и условий, определяющих ее преобразование. Конкретно-научные теории развития психики возникли в ХIХ веке и разрабатывались в детской психологии, зоопсихологии, исторической психологии, испытывая на себе влияние эволюционного учения Ч.Дарвина. Попытки выделить специфически человеческие, социокультурные факторы предпринимались в “психологии народов” В.Вундта, в понимающей психологии В.Дильтея - Э.Шпрангера, где на основе идеалистических представлений о спонтанной активности духа делался акцент на зависимость личности от феноменов культуры, зафиксированных в знаково-символических формах.
Зарождавшаяся социальная психология (Э.Дюркгейм) объясняла развитие психики индивида процессом социализации, понимаемой как подчинение психики надиндивидуальным нормам, зафиксированным в “коллективных представлениях”.
Можно указать на два общих положения, характерных для большинства западных концепций развития. Во-первых, выделяются две группы факторов, обусловливающих развитие психики: природные задатки и внешнее окружение (наиболее четко у В.Штерна, К.Бюлера и их последователей). Иногда выделяют и особую группу факторов личностной активности, отличной от природных задатков (Г.Олпорт). Во внешнем окружении, когда речь идет о человеке, обычно обращают внимание на присвоение социальных норм и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах (Д.Брунер, Д.Мид, Ж.Пиаже, К.Г.Юнг). отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка порождающих структур психики. Во-вторых, признается наличие некоторых универсальных законов развития психики, в частности объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики. Наиболее отчетливо эта идея под прямым влиянием биогенетического закона Э.Геккеля была высказана С.Холлом в его теории рекапитуляции, согласно которой онтогенетическое развитие психики ребенка воспроизводит филогенез человечества [10].
В рамках всевозрастного подхода (Э.Эриксон, Ст. Холл, Г.Л.Холлингворт, К.Г.Юнг, П.Б.Балтес и др.) к исследованию развития изучаются изменяющиеся и неизменные компоненты поведения на протяжении всей человеческой жизни. Одним из аспектов этого подхода является формулирование более общего, методологического взгляда на сущность человеческого развития. Теоретические посылки, которые исходят из данной методологической позиции, основываются на признании разнонаправленности онтогенетических изменений, рассмотрении факторов как чисто возрастных, так и не зависящих от возраста, фокусировании на динамике соотношения между ростом (приобретениями) и упадком (потерями), подчеркивании культурно-исторической обусловленности и других структурно-контекстных моментов и, наконец, на анализе степени пластичности развития [7].
В российской психологии принцип развития приобрел весьма своеобразный характер. Психология в послеоктябрьский период, “выбрав” особый путь своего становления, оказалась в стороне от мировой психологической науки. Этот “выбор” объяснялся конкретно-историческими причинами, и в частности тем, что может быть обозначено как применение учеными тактики выживания. Эту возможность открывало, в частности, обращение к принципу развития, философские основы которого содержались в трудах Гегеля и оказались ретранслированными, в дальнейшем, Марксом и Энгельсом.
Семья, типы и функции
Можно выделить три основные структурные составляющие современной семьи:
- Родственная (сложная) – клан родственников с их супругами и детьми. Это наиболее редко встречающийся вид семьи в наше время;
- Нуклеарная (массовая семья) – состоит из одной брачной пары. Эта семья автономна и малодетна;
- Неполная – быстро распространяющаяся в ...
История изучения лобных долей
Работы над изучением функций лобных долей начались в 70-хх годах прошлого века и шли сразу в двух направлениях - опыты над животными и клинические наблюдения над больными с поражением лобных долей. Причем оба эти направления поначалу давали противоречивые данные, и лишь позднее стали определяться все более четкие параллели.
ОПЫТЫ НАД Ж ...
Виды депрессивных расстройств и их психические
проявления
При депрессивных расстройствах невротического круга (за исключением депрессивных реакций на тяжёлый стресс) настроение, как правило, снижается умеренно, наличествуют пессимистичные установки, которые, впрочем, далеки от суицидальной готовности, чаще больные хуже чувствуют себя в вечерние часы. Настроение, как правило, колеблется, пацие ...
