


Теории развития в психологииСтраница 2
Именно по этой причине в 20-е годы интенсивно проводились исследования в области сравнительной психологии, обращенной к филогенезу в животном мире (В.А.Вагнер, Н.Н.Ладыгина-Котс, Г.З.Рогинский, В.Н.Боровский и др.), а также в детской (возрастной психологии), интегрированной в комплекс педологических наук (Л.С.Выготский, П.П.Блонский, М.Я.Басов и др.).
Эволюционный подход получивший выражение в трудах В.А.Вагнера (который приступил к конкретной разработке сравнительной, или эволюционной, психологии на основе объективного изучения психической жизни животных), вызвал интерес к идеям и трудам В.А.Вагнера у Л.С.Выготского. Центральным положением Л.С.Выготский считает положение о признании для выяснения природы высших психических функций, их развития и распада, понятия “эволюции по чистым и смешанным линиям”. Появление новой функции “по чистым линиям”, то есть возникновение нового инстинкта, который оставляет неизменной всю прежде сложившуюся систему функций, - это основной закон эволюции и животного мира. Развитие функций по смешанным линиям характеризуется не столько появлением нового, сколько изменением структуры всей прежде сложившейся психологической системы. В животном мире развитие по смешанным линиям крайне незначительно. Для человеческого сознания же и его развития, как показывают исследования человека и его высших психических функций, подчеркивает Выготский, на первом плане стоит не столько развитие каждой психической функции (“развитие по чистой линии”), сколько изменение межфункциональных связей, изменение господствующей взаимозависимости психической деятельности ребенка на каждой возрастной стадии. Развитие сознания в целом заключается в изменении соотношения между отдельными частями и видами деятельности, в изменении соотношения между целым и частями [2].
Возрастное психическое развитие, по мнению ряда отечественных исследователей развития, детерминируется иерархией фактов:
· природными задатками как условиями и предпосылками (А.В.Запорожец);
· социальной средой как потенциальным источником развития (Д.Б.Эльконин) и сотрудничеством с другими людьми как ближайшим источником (Л.С.Выготский);
· противоречием между образом жизни и возможностями ребенка, а именно между местом, занимаемым им в мире человеческих отношений, и стремлением изменить это место, как движущей силой (А.Н.Леонтьев);
· собственной деятельностью ребенка по овладению действительностью как движущей силой (С.Н.Карпова);
· собственной активностью ребенка по преодолению противоречий как источников саморазвития; при этом “спонтанность” развития обусловлена как ходом созревания, так и возрастающей внутренней активностью человека, выбором новых видов деятельности; гармоничностью личности как одной из существенных движущих сил дальнейшего полнокровного развития человека (Л.И.Анцыферова) [3].
Теория Б.Д. Эльконина выполнена в контексте культурно-исторической теории Л.С.Выготского. Он полагает, что развитие есть, существует, является неким особым бытием, которое не видно непосредственно. Нужны специальные средства, особые “очки”, позволяющие увидеть эту жизнь в ее чистоте, называемые категориями онтологии развития, то есть категориями, с помощью которых достигается понимание, объективация и описание бытия развития, его наличия. Эльконин выделяет три основные категории онтологии развития: идеальная форма, событийность и посредничество. Или, соответственно, образ совершенного поведения; способ его явления - “встреча” с наличным поведением; поиски построения этого способа.
Статистика
По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 100 000 человек, среди них:350 тысяч китайцев,110 тысяч индийцев,55 тысяч русских, 31 тысяча американцев, 30 тысяч японцев, 12 тысяч украинцев,10 тысяч французов .
□ В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных ...
Самоактуализация и преодоление дихотомий
В сознании самоактуализированных людей нет места дихотомии "эгоизм-альтруизм". Здоровый человек в каждом своем поступке одновременно и эгоистичен, и альтруистичен. Его жизнь одновременно и духовна, и низменна, его чувственность достигает такой силы, что даже секс может стать для него дорогой в высшие, "религиозные" с ...
Речь
Мышление органично связано с речью и языком. Важно отличать язык от речи. Язык – это система условных символов, с помощью которого передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенное значение и смысл.
Речь –
это совокупность произносимых и воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им с ...
