Информация » Переживание и суицидальное поведение » Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение. Личностные проблемы человека и суицидальное поведение

Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение. Личностные проблемы человека и суицидальное поведение
Страница 1

Обыденное представление о том, что к суицидальному поведению склонны люди с нарушениями функционирования психики, опровергается данными науки. Исследования показывают, что более 80% лиц из числа лишивших себя жизни — это практически здоровые люди, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. По данным Московского НИИ психиатрии, на учете в психоневрологических диспансерах состояли около 20% суицидентов и только 8 — 9% нуждались в специализированной медицинской помощи.

Однако люди с пугающей частотой добровольно уходят из жизни. В России в 1997 и 1998 гг. зафиксировано соответственно около 53 тыс. и более 50 тыс. самоубийств, что в 2—3 раза больше числа погибших от насильственных преступлений. Соотношение «суицид — попытка» составляет 1:10, т. е. 1 завершенный суицид приходится примерно на 10 попыток. Следовательно, у нас в стране ежегодно около полумиллиона человек пытаются покончить жизнь самоубийством. Каковы причины такого поведения человека?

В рамках анатомо-антропологического, социологического, психиатрического и психологического подходов разработаны различные представления о детерминации самоубийств.

1) Представители анатомо-антропологической концепциипридерживаются идеи структурно-морфологических и психофизиологических причин самоубийства (А. Крюков, И. Леонов, Ч. Ломброзо и др.). Важную роль играет неблагоприятная наследственность.

2) Социологическая концепция

(М. Гернет, Э. Дюркгейм, П. Сорокин и др.) главные причины самоубийства усматривает в социально-политических и экономических факторах, степени социальной интеграции индивида и воздействии на него социальных норм.

3) Психопатологическая концепция

(И. Гвоздев, Д. Эскироль и др.) оказала сильное влияние на утверждение в общественном сознании представлений о психической патологии любого суицидента, что до последнего времени снижало эффективность научно-практической разработки проблемы самоубийства.

Более поздние исследования психологов и психиатров (Л. Бэллак, Н. Конончук, А. Ратинов, О. Ситковская, С. Семичев) выявили наличие определенной связи между характерологическими чертами личности и склонностью к суицидальным действиям в кризисных ситуациях.

Более гибкой объяснительной моделью суицидального поведения является концепция, согласно которой такое поведение рассматривается как следствие дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта (А.Г. Амбрумова). Данный подход продуктивно развивается в последние годы (А. Боенко, А. Полеев, А. Слуцкий, М. Занадворов).

В целом можно утверждать, что суицидальное поведение зависит от ряда факторов, которые могут быть разделены на внутренние и внешние.

Внутренними факторами

суицидального поведения являются индивидуальные особенности личности

суицидента (характер, психофизическое, эмоциональное состояние и др.), повышающие риск суицида, образующие внутреннюю среду для отражения внешних факторов, а также являющиеся побудителями такого поведения в суицидогенной ситуации.

К внешним факторам

относятся:

микросоциальные условия биографического характера, прежде всего семейного воспитания;

межличностные отношения в референтной группе — семейной, дружеской или профессиональной;

дезадаптирующие объективные факторы деятельности (экстремальность, ответственность и т.д.).

Некоторые внешние факторы являются причинами суицида, потому что имеют для человека особый кризисный психологический смысл.

Суицидальное поведение

включает различные формы активности, служащие деструктивным средством разрешения личностных проблем в условиях конфликтной ситуации. Содержанием суицидального кризиса выступает острое эмоциональное состояние, возникающее в критической ситуации столкновения личности с препятствиями на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей.

Страницы: 1 2

Этапы психологического исследования
1 этап подготовительный Формулировка задачи Определение объекта Предмет исследования исследования Кого изучать? Что изучать? (возраст, пол. (Особенности личности социальные ребенка и его психические условия воспитания) процессы) Гипотеза (возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме) правдоподобность д ...

Педантичный тип.
Особенности общения и поведения. Выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способны замучить посетителей формальными требованиями, изнурят домашних чрезмерной аккуратностью. Черты, привлекательные для собеседников. Добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах и в чувствах, ровное настроение ...

Психологические аспекты ресоциализирующей деятельности
Исправительная психология изучает психологические стереотипы ресоциализации — восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полнощной ее жизнедеятельности в обществе, проблемы эффектности наказания, динамику личности осужденного в процессе ее исполнения наказания, формирование ее поведенческих возможностей ...