Закономерности проявления и развития психики человекаСтраница 1
Во втором, наиболее распространенном значении, слово "психология" относят и к самой психической, "душевной" жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, сотрудника милиции и ученого, женской психологии и т. п.
Понятно, что общей задачей психологии является изучение как психики субъекта, так и его психологии.
Различив психологию как особую реальность и как знание о ней, заметим, что и понятие "психолог" – обладатель этого знания – тоже неоднозначно. Конечно, прежде всего, психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог – это человек, "понимающий душу", разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений – видных мыслителей, писателей, педагогов. Наше время характеризуется бурным развитием психологической практики. Практическая психология стала очень "модной" специальностью. К сожалению, эта мода на психологов-практиков и спрос на психологов, а также кажущаяся доступность психических явлений для изучения иногда порождают у новичков в психологии ощущение легкости вхождения в эту сложнейшую науку. Мне приходилось не однократно встречаться с мнением, что для занятий практической психологией (под которой подразумевается чаще всего психотерапия и психологическое консультирование) совершенно не обязательно представлять себе все тонкости определений предмета психологии, различия в отдельных психологических концепциях, а достаточно только иметь соответствующий набор психологических инструментов (например, разного рода тестов с "ключами", т.е. правилами и способами обработки результатов) и пользоваться своей интуицией и житейским опытом для разрешения проблем клиента. Иногда даже утверждается, что практическая психология прямо противоположна так называемой академической психологии по своему предмету, методам и задачам и может быть даже противопоставлена этой последней как искусство — науке. Это противопоставление может быть выражено в шутливой форме давнего и любимого афоризма студентов психологических факультетов — "психология делится на научную и интересную". К "интересной психологии" относят чаще всего практически ориентированные и не всегда теоретически обоснованные разработки, которые затрагивают важнейшие проблемы человеческого существования - смысла жизни, свободы, ответственности, смерти и бессмертия и т.п., а также различные варианты "описательной психологии" в работах исторического, культурологического, литературного характера. Многие психологи-практики убеждены, что без интуиции, эмоционального вчувствования, глубокого диалогического общения со своими собеседниками, клиентами, пациентами и т.п., которое трудно загнать в какие-то строгие рамки, да и просто без житейского опыта, общей культуры понять сидящего перед тобой человека и тем более помочь ему невозможно. Поэтому практическая психология действительно сродни искусству, а алгеброй гармонию поверить нельзя. "Научная же психология", по мнению сторонников "интересной психологии", имеет дело с весьма "скучными" для практических психологов вещами типа измерения порогов чувствительности, времени реакции, объема внимания и т.п., и знание этих вещей вряд ли может помочь человеку в решении его жизненных проблем. К тому же в лабораторных исследованиях "научных психологов" пропадает целостность и неповторимая индивидуальность, уникальность человека. "Зато, — говорят сторонники научной психологии, — мы изучаем психологическую реальность точными научными методами и в результате можем создать строго научную психологическую концепцию". Но сторонникам "интересной психологии" все это кажется абсолютно неважным: им кажется, что стать врачевателем души (практическим психологом) можно и не утруждая себя изучением различных психологических теорий и экспериментов. Развеять это, к сожалению, распространенное заблуждение (что практическая психология возможна без теоретической, а теоретическая — без практической) очень сложно на ранних стадиях обучения. Здесь можно только рассмотреть две проблемы, имеющие ко всему вышеизложенному самое непосредственное отношение.
Психологическая характеристика ощущения и восприятия
Все, что мы знаем об окружающем нас мире и о самих себе, так или иначе прошло через наши органы чувств. Все наши знания, таким образом, являются продуктом того, что мы либо видели, либо слышали, либо держали в руках. Английский философ Джон Локк недаром утверждал: "в разуме нет ничего, чтобы не прошло через ощущения".
Ощущени ...
Особенности психоэмоциональных реакций сотрудников
органов внутренних дел на чрезвычайные обстоятельства
Психологические аспекты переживания травматического стресса и его последствия изучаются, как правило, в контексте общих проблем деятельности человека в экстремальных условиях, исследований адаптационных возможностей человека и его стресс-толерантности.
Результаты подобных исследований как бы фокусируют социальные, природные, технологич ...
Переоценка вертикальных линий.
В силу исторически накопленного опыта, с одной стороны, и благодаря расположению линии, соединяющей глаза человека в горизонтальной плоскости, с другой, человек обладает способностью точнее определить на глаз горизонтальные расстояния, чем высоту предметов. Поэтому большинство людей обладает способностью преувеличива ...