Закономерности проявления и развития психики человекаСтраница 2
Первая из них - проблема связи и различий житейской и научной психологии. Для нас самым информативным источником по этой проблеме является опубликованный в Хрестоматии отрывок из учебника Ю.Б. Гигшенрейтер. В нем перечислены 5 оснований, по которым можно и нужно различать житейскую и научную психологию. Для удобства представим полученные Ю.Б. Гиппенрейтер результаты анализа в небольшой таблице, содержательно "наполнить" которую можно лишь внимательно прочитав текст, опубликованный в Хрестоматии, или воспользовавшись соответствующими страницами книги Ю.Б. Гиппенрейтер "Введение в общую психологию:Курс лекций" (М. 2003) (Рис.1).
Основания различения |
Житейская психология |
Научная психология |
По степени обобщения знаний и формам их репрезентации |
Конкретны, ситуативны, обобщение минимально, осуществляется на допонятийном уровне (или на уровне «житейских» понятий. |
Обобщены и абстрактны, В пределе выражено стремление к строгим научным понятиям. |
По способам получения Знаний и степени их субъективности |
Интуитивны, Иррациональны, Отличаются большей долей субъективности |
Рациональны и осознанны, гипотетико- дедуктивны, стремятся к большей объективности |
По способу Передачи опыта |
Передача затруднена и осуществляется в непосредственном контактес носителем «опыта» |
Передача возможна Путем присвоения Накопленного на протяжении всей истории психологии в различных концепциях научно-психологического опыта |
Конкретные методы получения психологических знаний |
Самонаблюдение и объективное наблюдение |
Наблюдение (в различных его видах) и эксперимент |
Эмпирическая область |
Ограничена обычным житейским опытом и обыденными ситуациями |
Включает также опыт уникальных, запредельных ситуаций, с которыми исследователь в обыденной жизни может никогда не столкнуться, а также опыт прошлого |
Рис.1. Отличия житейской и научной психологии
Второй проблемой, которая также возникает при попытке разобраться с соотношением научной и "интересной" психологии, является проблема соотношения практической психологии с так называемой "академической" психологией (теоретической и экспериментальной). Этот вопрос детально рассмотрен в книге "13 диалогов о психологии" (в первом диалоге) и требует внимательного изучения с целью выявления возможных линий связи между теоретическими и практическими психологическими разработками, которые были условно обозначены мною так: 1) "нет ничего практичнее, чем хорошая теория"; 2) теория - полезный для клиента практического психолога "миф"; 3) практика - верховный суд теории. Внимательный студент сделает из этого текста напрашивающийся вывод о невозможности изолированного существования теории и практики в психологии.
Основные задачи психологии как науки:
Изучение психических явлений;
разработка методов их изучения;
выработка практических рекомендаций по результатам исследований;
прогнозирование проявления или развития тех или иных психических явлений;
формирование условий для возникновения тех или иных психических явлений;
управление психическими явлениями.
Условно психические явления делят на:
психические процессы (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.);
психические состояния (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.);
психические свойства (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.);
психические образования (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.).
Фактически в основе данного деления лежит классификация по фактору времени (рис.2).
Психические явления | ||||
Психические процессы – целостные акты жизнедеятельности человека отличающиеся отражательно-регулятивной спецификой. |
Психические состояния |
Психические свойства | ||
Познавательные - направлены на познание окружающего мира. |
Эмоциональные - выражающее отношение человека к окружающему миру |
Волевые - направлены на преодоление внешних или внутренних препятствий |
Это особенности психической деятельности за некоторый промежуток времени |
Это наиболее существенная и устойчивая психическая особенность человека |
Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением и письмом. Советы психолога
Н.Л. Белопольской
Письмо. Прежде всего, следует сказать, что обучение письму в современной школе проводится по специальной методике безотрывного письма, с которой подавляющее число родителей незнакомо. В детском саду детей учат писать только печатными буквами.
Я стала заниматься письмом печатными буквами, и прежде всего, позаботилась подготовить ребенка ...
Психологическая характеристика темпераментов
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.
Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом.
Типы высшей нервной деятельности и их с ...
Практичекая часть. Цель исследования
Проследить проявление механизмов психического развития ребенка в младенческом возрасте.
Задачи исследования:
Получить эмпирические данные в ходе наблюдения за психическим развитием двух младенцев на первом полугодии жизни:
1. Выявить взаимосвязь общения взрослого и младенца.
2. Отметить достижения младенцев в развитии зрительной и с ...