


Закономерности проявления и развития психики человекаСтраница 2
Первая из них - проблема связи и различий житейской и научной психологии. Для нас самым информативным источником по этой проблеме является опубликованный в Хрестоматии отрывок из учебника Ю.Б. Гигшенрейтер. В нем перечислены 5 оснований, по которым можно и нужно различать житейскую и научную психологию. Для удобства представим полученные Ю.Б. Гиппенрейтер результаты анализа в небольшой таблице, содержательно "наполнить" которую можно лишь внимательно прочитав текст, опубликованный в Хрестоматии, или воспользовавшись соответствующими страницами книги Ю.Б. Гиппенрейтер "Введение в общую психологию:Курс лекций" (М. 2003) (Рис.1).
Основания различения |
Житейская психология |
Научная психология |
По степени обобщения знаний и формам их репрезентации |
Конкретны, ситуативны, обобщение минимально, осуществляется на допонятийном уровне (или на уровне «житейских» понятий. |
Обобщены и абстрактны, В пределе выражено стремление к строгим научным понятиям. |
По способам получения Знаний и степени их субъективности |
Интуитивны, Иррациональны, Отличаются большей долей субъективности |
Рациональны и осознанны, гипотетико- дедуктивны, стремятся к большей объективности |
По способу Передачи опыта |
Передача затруднена и осуществляется в непосредственном контактес носителем «опыта» |
Передача возможна Путем присвоения Накопленного на протяжении всей истории психологии в различных концепциях научно-психологического опыта |
Конкретные методы получения психологических знаний |
Самонаблюдение и объективное наблюдение |
Наблюдение (в различных его видах) и эксперимент |
Эмпирическая область |
Ограничена обычным житейским опытом и обыденными ситуациями |
Включает также опыт уникальных, запредельных ситуаций, с которыми исследователь в обыденной жизни может никогда не столкнуться, а также опыт прошлого |
Рис.1. Отличия житейской и научной психологии
Второй проблемой, которая также возникает при попытке разобраться с соотношением научной и "интересной" психологии, является проблема соотношения практической психологии с так называемой "академической" психологией (теоретической и экспериментальной). Этот вопрос детально рассмотрен в книге "13 диалогов о психологии" (в первом диалоге) и требует внимательного изучения с целью выявления возможных линий связи между теоретическими и практическими психологическими разработками, которые были условно обозначены мною так: 1) "нет ничего практичнее, чем хорошая теория"; 2) теория - полезный для клиента практического психолога "миф"; 3) практика - верховный суд теории. Внимательный студент сделает из этого текста напрашивающийся вывод о невозможности изолированного существования теории и практики в психологии.
Основные задачи психологии как науки:
Изучение психических явлений;
разработка методов их изучения;
выработка практических рекомендаций по результатам исследований;
прогнозирование проявления или развития тех или иных психических явлений;
формирование условий для возникновения тех или иных психических явлений;
управление психическими явлениями.
Условно психические явления делят на:
психические процессы (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.);
психические состояния (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.);
психические свойства (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.);
психические образования (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.).
Фактически в основе данного деления лежит классификация по фактору времени (рис.2).
Психические явления | ||||
Психические процессы – целостные акты жизнедеятельности человека отличающиеся отражательно-регулятивной спецификой. |
Психические состояния |
Психические свойства | ||
Познавательные - направлены на познание окружающего мира. |
Эмоциональные - выражающее отношение человека к окружающему миру |
Волевые - направлены на преодоление внешних или внутренних препятствий |
Это особенности психической деятельности за некоторый промежуток времени |
Это наиболее существенная и устойчивая психическая особенность человека |
Выделение критериев нормы и отклонений в исследовании адаптивности к
состоянию беременности.
В особом рассмотрении нуждается вопрос о критериях, выделяемых при рассмотрении адаптивности к состоянию беременности. Практически во всех работах, связанных с проблематикой вынашивания беременности выдвигаются те или иные критерии, с помощью которых оценивается норма, отклонение от нормы или отсутствие нормы в показателях здоровья отде ...
Коммуникация и эмоции
Известная роль эмоций в коммуникации между людьми и животными дополняется, однако, возможностью преднамеренного усиления эмоционального ответа преднамеренным усилением мимики (гипотеза мимической обратной связи — the facial feedback hypothesis) ...
Невроз навязчивых состояний
Невроз навязчивых состояний характеризуется появлением после тяжёлой психотравмы различных по содержанию навязчивостей, фобий, повышенной тревоги, угнетённого настроения, различных вегетативных расстройств.
Невроз навязчивых состояний встречается реже, чем неврастения, чаще возникает у людей с тревожно-мнительными чертами характера, ос ...
